Все мы видели силу игры AlphaGo и очевидный следующий шаг - подсказчик и оценщик силы ходов (https://alphagoteach.deepmind.com/).
Мы решили узнать мнение преподавателей и игроков о компьютеризации игры Го и обучения в частности:
1) Идет ли компьютерное го к убийству самой игры, как вида спорта?
2) Что может дать машина в обучении?
3) Каковы на Ваш взгляд плюсы и минусы программы-учителя для новичков?
4) А для сильных игроков?
5) Ваш прогноз: заменят ли программы к 2020 году преподавателей го?
Гузель Шарафеева, 2 дан
Тренер-преподаватель в детско-спортивной школе олимпийского резерва. Участник курса тренинга по повышению квалификации тренеров Го в Корее (2017г.). Чемпионка России среди женщин, призёр Чемпионатов России. Ученики - чемпионы и призеры Первенства России
1) Считаю, что Го (как вид спорта) только получает плюс от сильных компьютерных программ
2) Ученики могут играть с компьютером, как с сильным игроком, что положительно сказывается на их росте
3, 4) И для новичков, и для сильных игроков это хорошо. Вижу только плюсы. Но человек-тренер сможет объяснить тему лучше, и тренер видит и выстроит свои занятия с учеником так, что слабых сторон не будет. Поэтому детям, конечно, лучше с человеком-учителем тренироваться. Они пока не могут сами делать правильные выводы. Взрослые же сами смогут разобраться и понять.
5) Детское Го всегда будет, а значит, нужны преподаватели. Компьютер на 100% не сможет заменить тренеров.
Эльвина Кальсберг, 4 дан
Мастер спорта по игре Го, двукратная чемпионка России по Го среди женщин, многократный призёр чемпионатов России и Европы в парном и женском зачёте. Стаж преподавания Го 20 лет. Сильнейшие из учеников: Фионин Григорий 7 дан, Трубицин Степан 5 дан, Галунов Яков 3 дан
- Компьютерное Го не приведёт к убийству самой игры, как вида спорта. Опыт шахмат показывает, что изменения произойдут, но спортивная составляющая никуда не денется.
- Машина в обучении может дать очень много. И даже до появления сильных играющих программ компьютеры оказали огромное влияние на развитие теории Го. Это систематизация данных, оптимизация временных затрат при решении задач и поиске интересующих данных. Это сокращение расстояний, ведь теперь, зайдя на сервер, вы можете сыграть и обсудить игру с человеком, который находится за тысячи километров от вас. Скорость обмена информацией между игроками увеличилась колоссально. То, что происходило в Го последние 15- 20 лет, можно назвать "мозговым штурмом", и в нём участвовали всё, кто пожелает. Этот "штурм" привёл к быстрому развитию теории Го. Теперь в развитии теории Го примет участие искусственный интеллект. Примет участие, но не заменит участников!
- Обучение может стать более системным, эффективным и интересным.
Го - это инструмент. Использовать этот инструмент можно по-разному. Изучение Го с машиной - это быстрое и эффективное освоение предмета. Изучение Го с учителем - это ещё и открытие того, как этот инструмент может быть применён. А по сути, само обучение человека у другого человека игре Го, - это уже применение этого инструмента. Я видела много применений "инструмента Го": для одного Го - это духовный путь, для другого - спорт, для кого-то - красивый элемент роскоши, а кому-то нравится общение и события, которые происходят в Го-сообществе. Всего не перечесть. И всё это - та социальная составляющая игры Го, которая не подвластна компьютеризации. Можно только уничтожить человеческую потребность в духовном развитии и общении с себе подобными, но вместе с этой потребностью будет уничтожен и "человек нашего времени".
Так что минус один - отсутствие общения с себе подобными. - Для сильных игроков компьютер очень хороший помощник на выбранном пути.
- Как следует из написанного выше, Учителя компьютер полностью не заменит. Так же, как раньше книги не смогли заменить человека, так и сейчас его не заменит компьютер.
Вячеслав Каймин, 6 дан
Многократный призёр и победитель чемпионатов Москвы, России и Европы до 16 и до 20 лет. Двукратный призёр командного чемпионата России в составе сборной Москвы. Член сборной Москвы, сборной России и юношеской сборной России по Го
- Шахматы не убило. Го тоже не убьёт.
- На данном этапе компьютер слишком силён, чтобы игроки слабее 7д могли понимать смысл его ходов. Не думаю, что показ лучшего хода в некоторой позиции без объяснения причины может быть полезен для ученика.
- Не могу дать никакой оценки, так как не представляю себе способность машины в этой области
- Сильные игроки могут почерпнуть некоторые знания
- Нет. Думаю, в этом компоненте железо не может заменить мозг человека
Александр Крайнов
руководитель службы компьютерного зрения и технологий искусственного интеллекта Яндекса
1) Думаю, что нет. Хотя скандалы на турнирах периодически будут случаться. Да и с онлайн турнирами все станет очень сложно.
2) Именно эта программа (https://alphagoteach.deepmind.com - ред.), боюсь, начинающим игрокам и игрокам среднего уровня ничего не даст. В обучении же важен не столько уровень учителя, сколько его способность учить.
3) Плюс - это доступность. Остальное только минусы: не сможет объяснить понятным языком, не найдя метафоры, не узнает ход мыслей ученика, не сможет мотивировать.
4) Наверное, для самых сильных это партнер по игре, у которого можно учиться. Но тут не у меня надо спрашивать, а как раз у сильных игроков.
5) Уверен, что нет. Но будут хорошим подспорьем. И это не только про АльфаГо, а про программы типа GoChild
Леонид Бычков, 1 кю
Президент РОО «Спортивная федерация Го Самарской области», руководитель клуба игры Го «Стратегия», действующего на территориях г.Самары и г.Тольятти, тренер-массовик по Го начального звена (до 10-го кю), обучивший основам игры Го более 3000 человек в своём регионе и по России, активный интернет-популяризатор игры Го, основатель паблика «Игра Го, больше чем игра», ведущий стримов и вебинаров по игре Го
- Нет не ведёт. Но это создаст дополнительную головную боль для организаторов турниров - запрет использования мобильных телефонов и иных компьютерных подсказок, планшетов.
- Машина может давать рекомендованные ходы для обучения посредством повторения хорошего стиля. У меня таким способом сын 4-х лет научился играть в шахматы и часто рубится с компьютером пользуясь подсказками того же компа.
- Программа экономит время учителя. У хорошего учителя всегда есть чему поучиться более того, что может дать программа.
- Для сильных игроков - хороший соперник в поездке или другой ситуации, когда сильных игроков рядом нет.
- Нет не заменят. Функции учителя изменятся. Станет важнее увлекать, рассказывать интересно, эмоционально, с философией и смыслом
Вадим Филиппов, 4 дан
Мастер спорта, Чемпион России в команде, Чемпион Москвы в команде. Достижения учеников: два мастера спорта (4 и 5 дан), чемпионы Москвы в команде, многократные серебряные и бронзовые призёры командных чемпионатов среди клубов г. Москвы, в составе команды клуба "Тэнуки"
- Нет
- Справочная информация
- Программы-учителя нет даже в шахматах, а там над этим работы ведутся не один десяток лет. Увидеть правильный (в этом году) ход не значит понять, как его искать. А через месяц этот ход сама же машина опровергнет и что будем делать?
- После 6 дана это хорошая игровая практика с профессиональным уровнем.
- Нет
Тимур Санкин, 6 дан
Гроссмейстер России, Чемпион России, трехкратный Чемпион Европы в командном зачёте. Ученики более 50 раз становились победителями и призерами Первенств России и Европы. Президент Московской Федерации Го
1) Все современные технологии в области коммуникации (месенжеры, социальные сети и т.д.) с одной стороны развивают, а с другой стороны убивают общение. Тоже самое и с компьютерным Го. Как обычно, все зависит лишь от самого человека. Будем мы брать лучшее, хватит ли у нас силы воли не поглощать информацию как бездумное создание? Если голова и воля с Вами, то все будет хорошо!
2) Мне хочется верить, что среди поклонников Го немало перфекционистов. Что заставляет человека долго думать над ходом? Желание победить? Мне кажется, в первую очередь, стремление найти лучший ход, т.е. решить задачу. Машина нам в этом поможет.
3) Важный момент: если посмотреть на информацию, которую нам даёт машина, то она пустотна. Имеет смысл лишь наша интерпретация.
Проведя самостоятельный анализ, спросив у машины лучший ход в ста позициях, после чего, проанализировав снова, мы станем ближе к нахождению лучшего хода в сто первой позиции. Это моё мнение о том, в чём плюс и как нужно пользоваться этим источником знаний.
Минус - соблазн быстро получить лучший ход без всякого анализа. Еще один минус - мы можем прийти к тому, что начнем подозревать партнеров по турнирной партии в жульничестве. А такое подозрение противно, не важно, ты подозреваешь или тебя. Но эти минусы дают нам отличную возможность больше работать над собой.
4) Сильным игрокам программа будет в радость. Столько вопросов копится, а сэнсэй далеко...
5) Мне кажется, один из приятнейших моментов обучения - это общение с учителем. Ведь мы учимся у наставника, который: а) умеет обучать, т.е. наделен качествами хорошего педагога б) вызывает положительные эмоции. Таким образом, если рассматривать игру и процесс обучения как средство общения, компьютер нам повредить не должен. И даже если относиться к компьютеру, как к альтернативе преподавателю, то можно порадоваться: конкуренция повышает качество предоставляемой услуги!