5 вопросов про ИИ и Го
5 вопросов про ИИ и Го

Все мы видели силу игры AlphaGo и очевидный следующий шаг - подсказчик и оценщик силы ходов (https://alphagoteach.deepmind.com/).
Мы решили узнать мнение преподавателей и игроков о компьютеризации игры Го и обучения в частности:
1) Идет ли компьютерное го к убийству самой игры, как вида спорта?
2) Что может дать машина в обучении?
3) Каковы на Ваш взгляд плюсы и минусы программы-учителя для новичков?
4) А для сильных игроков?
5) Ваш прогноз: заменят ли программы к 2020 году преподавателей го?

Гузель Шарафеева, 2 дан
Тренер-преподаватель в детско-спортивной школе олимпийского резерва. Участник курса тренинга по повышению квалификации тренеров Го в Корее (2017г.). Чемпионка России среди женщин, призёр Чемпионатов России. Ученики - чемпионы и призеры Первенства России

1) Считаю, что Го (как вид спорта) только получает плюс от сильных компьютерных программ
2) Ученики могут играть с компьютером, как с сильным игроком, что положительно сказывается на их росте
3, 4) И для новичков, и для сильных игроков это хорошо. Вижу только плюсы. Но человек-тренер сможет объяснить тему лучше, и тренер видит и выстроит свои занятия с учеником так, что слабых сторон не будет. Поэтому детям, конечно, лучше с человеком-учителем тренироваться. Они пока не могут сами делать правильные выводы. Взрослые же сами смогут разобраться и понять.
5) Детское Го всегда будет, а значит, нужны преподаватели. Компьютер на 100% не сможет заменить тренеров.

Эльвина Кальсберг, 4 дан
Мастер спорта по игре Го, двукратная чемпионка России по Го среди женщин, многократный призёр чемпионатов России и Европы в парном и женском зачёте. Стаж преподавания Го 20 лет. Сильнейшие из учеников: Фионин Григорий 7 дан, Трубицин Степан 5 дан, Галунов Яков 3 дан

  1. Компьютерное Го не приведёт к убийству самой игры, как вида спорта. Опыт шахмат показывает, что изменения произойдут, но спортивная составляющая никуда не денется.
  2. Машина в обучении может дать очень много. И даже до появления сильных играющих программ компьютеры оказали огромное влияние на развитие теории Го. Это систематизация данных, оптимизация временных затрат при решении задач и поиске интересующих данных. Это сокращение расстояний, ведь теперь, зайдя на сервер, вы можете сыграть и обсудить игру с человеком, который находится за тысячи километров от вас. Скорость обмена информацией между игроками увеличилась колоссально. То, что происходило в Го последние 15- 20 лет, можно назвать "мозговым штурмом", и в нём участвовали всё, кто пожелает. Этот "штурм" привёл к быстрому развитию теории Го. Теперь в развитии теории Го примет участие искусственный интеллект. Примет участие, но не заменит участников!
  3. Обучение может стать более системным, эффективным и интересным.
    Го - это инструмент. Использовать этот инструмент можно по-разному. Изучение Го с машиной - это быстрое и эффективное освоение предмета. Изучение Го с учителем - это ещё и открытие того, как этот инструмент может быть применён. А по сути, само обучение человека у другого человека игре Го, - это уже применение этого инструмента. Я видела много применений "инструмента Го": для одного Го - это духовный путь, для другого - спорт, для кого-то - красивый элемент роскоши, а кому-то нравится общение и события, которые происходят в Го-сообществе. Всего не перечесть. И всё это - та социальная составляющая игры Го, которая не подвластна компьютеризации. Можно только уничтожить человеческую потребность в духовном развитии и общении с себе подобными, но вместе с этой потребностью будет уничтожен и "человек нашего времени".
    Так что минус один - отсутствие общения с себе подобными.
  4. Для сильных игроков компьютер очень хороший помощник на выбранном пути.
  5. Как следует из написанного выше, Учителя компьютер полностью не заменит. Так же, как раньше книги не смогли заменить человека, так и сейчас его не заменит компьютер.

Вячеслав Каймин, 6 дан
Многократный призёр и победитель чемпионатов Москвы, России и Европы до 16 и до 20 лет. Двукратный призёр командного чемпионата России в составе сборной Москвы. Член сборной Москвы, сборной России и юношеской сборной России по Го

  1. Шахматы не убило. Го тоже не убьёт.
  2. На данном этапе компьютер слишком силён, чтобы игроки слабее 7д могли понимать смысл его ходов. Не думаю, что показ лучшего хода в некоторой позиции без объяснения причины может быть полезен для ученика.
  3. Не могу дать никакой оценки, так как не представляю себе способность машины в этой области
  4. Сильные игроки могут почерпнуть некоторые знания
  5. Нет. Думаю, в этом компоненте железо не может заменить мозг человека

Александр Крайнов
руководитель службы компьютерного зрения и технологий искусственного интеллекта Яндекса
1) Думаю, что нет. Хотя скандалы на турнирах периодически будут случаться. Да и с онлайн турнирами все станет очень сложно.
2) Именно эта программа (https://alphagoteach.deepmind.com - ред.), боюсь, начинающим игрокам и игрокам среднего уровня ничего не даст. В обучении же важен не столько уровень учителя, сколько его способность учить.
3) Плюс - это доступность. Остальное только минусы: не сможет объяснить понятным языком, не найдя метафоры, не узнает ход мыслей ученика, не сможет мотивировать.
4) Наверное, для самых сильных это партнер по игре, у которого можно учиться. Но тут не у меня надо спрашивать, а как раз у сильных игроков.
5) Уверен, что нет. Но будут хорошим подспорьем. И это не только про АльфаГо, а про программы типа GoChild

Леонид Бычков, 1 кю
Президент РОО «Спортивная федерация Го Самарской области», руководитель клуба игры Го «Стратегия», действующего на территориях г.Самары и г.Тольятти, тренер-массовик по Го начального звена (до 10-го кю), обучивший основам игры Го более 3000 человек в своём регионе и по России, активный интернет-популяризатор игры Го, основатель паблика «Игра Го, больше чем игра», ведущий стримов и вебинаров по игре Го

  1. Нет не ведёт. Но это создаст дополнительную головную боль для организаторов турниров - запрет использования мобильных телефонов и иных компьютерных подсказок, планшетов.
  2. Машина может давать рекомендованные ходы для обучения посредством повторения хорошего стиля. У меня таким способом сын 4-х лет научился играть в шахматы и часто рубится с компьютером пользуясь подсказками того же компа.
  3. Программа экономит время учителя. У хорошего учителя всегда есть чему поучиться более того, что может дать программа.
  4. Для сильных игроков - хороший соперник в поездке или другой ситуации, когда сильных игроков рядом нет.
  5. Нет не заменят. Функции учителя изменятся. Станет важнее увлекать, рассказывать интересно, эмоционально, с философией и смыслом

Вадим Филиппов, 4 дан
Мастер спорта, Чемпион России в команде, Чемпион Москвы в команде. Достижения учеников: два мастера спорта (4 и 5 дан), чемпионы Москвы в команде, многократные серебряные и бронзовые призёры командных чемпионатов среди клубов г. Москвы, в составе команды клуба "Тэнуки"

  1. Нет
  2. Справочная информация
  3. Программы-учителя нет даже в шахматах, а там над этим работы ведутся не один десяток лет. Увидеть правильный (в этом году) ход не значит понять, как его искать. А через месяц этот ход сама же машина опровергнет и что будем делать?
  4. После 6 дана это хорошая игровая практика с профессиональным уровнем.
  5. Нет

Тимур Санкин, 6 дан
Гроссмейстер России, Чемпион России, трехкратный Чемпион Европы в командном зачёте. Ученики более 50 раз становились победителями и призерами Первенств России и Европы. Президент Московской Федерации Го
1) Все современные технологии в области коммуникации (месенжеры, социальные сети и т.д.) с одной стороны развивают, а с другой стороны убивают общение. Тоже самое и с компьютерным Го. Как обычно, все зависит лишь от самого человека. Будем мы брать лучшее, хватит ли у нас силы воли не поглощать информацию как бездумное создание? Если голова и воля с Вами, то все будет хорошо!
2) Мне хочется верить, что среди поклонников Го немало перфекционистов. Что заставляет человека долго думать над ходом? Желание победить? Мне кажется, в первую очередь, стремление найти лучший ход, т.е. решить задачу. Машина нам в этом поможет.
3) Важный момент: если посмотреть на информацию, которую нам даёт машина, то она пустотна. Имеет смысл лишь наша интерпретация.
Проведя самостоятельный анализ, спросив у машины лучший ход в ста позициях, после чего, проанализировав снова, мы станем ближе к нахождению лучшего хода в сто первой позиции. Это моё мнение о том, в чём плюс и как нужно пользоваться этим источником знаний.
Минус - соблазн быстро получить лучший ход без всякого анализа. Еще один минус - мы можем прийти к тому, что начнем подозревать партнеров по турнирной партии в жульничестве. А такое подозрение противно, не важно, ты подозреваешь или тебя. Но эти минусы дают нам отличную возможность больше работать над собой.
4) Сильным игрокам программа будет в радость. Столько вопросов копится, а сэнсэй далеко...
5) Мне кажется, один из приятнейших моментов обучения - это общение с учителем. Ведь мы учимся у наставника, который: а) умеет обучать, т.е. наделен качествами хорошего педагога б) вызывает положительные эмоции. Таким образом, если рассматривать игру и процесс обучения как средство общения, компьютер нам повредить не должен. И даже если относиться к компьютеру, как к альтернативе преподавателю, то можно порадоваться: конкуренция повышает качество предоставляемой услуги!